Дороги из солнечных батарей

Солнце — экологически чистый возобновляемый и неисчерпаемый источник электроэнергии. Сбор и переработка солнечной энергии на сегодняшний день одно из самых перспективных направлений альтернативной энергетики. Проблема лишь в том, что КПД солнечных батарей низок и для питания даже небольшого городка их потребуется установить очень много. Американский стартап Solar Roadways намеревается решить эту задачу, использовав ударопрочные солнечные панели в качестве дорожного полотна вместо асфальта.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

Автор проекта, инженер с 25-летним стажем Скотт Брюсо (Scott Brusaw), уверен, что если заменить покрытие на дорогах, то это полностью решит все энергетические и многие экологические проблемы в мире. Теоретически, если покрыть такими панелями все дороги и парковки, любая страна может полностью перейти на солнечную энергию. Децентрализованная энергетическая система выглядит очень привлекательно. Сократится практически до нуля добыча нефти, газа, угля, исчезнут многие вредные промышленные производства.

КАК ЭТО УСТРОЕНО?

Солнечные панели Solar Roadways покрыты многослойным стеклом, которое по прочности не уступает бетону. Шипованно-структурированная текстура улучшает сцепление с шинами автомобилей и не дает им скользить. На таких панелях со светодиодами можно изображать дорожные знаки и предупреждающие надписи, высвечивать сигналы светофора. Например, если дорога перед вами стала красной, значит, на светофоре включился запрещающий сигнал. Кроме того, панели естественным образом подогреваются за счет выделения тепловой энергии, так что они будут растапливать снег и лед.

На нижней стороне панели соединяются кабелями. Инженеры говорят, что там можно прокладывать оптоволоконные каналы для интернета. При выходе из строя одного сегмента в центр технической поддержки передаются координаты этого сегмента для замены. На одних панелях в снежный день активированы нагревающие элементы, на других — нет. Вечером и ночью панели могут отображать неоновую подсветку.

Solar Roadways

В ЧЕМ ПОДВОХ?

Разумеется, на практике реалистичность проекта вызывает большие сомнения. Критики уже сейчас указывают на множество проблем, среди которых:

  • быстрый износ стеклянного покрытия;
  • проблемы при сборе энергии такой сети ячеек;
  • невозможность охладить встроенный микропроцессор в жаркой пустыне;
  • в конце концов — элементарное воровство дорогостоящих панелей.

Но самая главная опасность состоит в том, что проект просто будет нерентабельным и никогда не окупится. Для переделки шоссе только в США потребуется от 20 до 56 триллионов долларов. Интересно, что аналогичное количество батарей гораздо проще и дешевле поставить на крышах домов и парковок, ведь для их сооружения не существует дефицита пространства.

А ВДРУГ ВЗЛЕТИТ?

Несмотря на утопичную на первый взгляд идею, поддержка публики показывает, что многие люди разделяют мечту инженера Брюсо. В конце концов, конструкция дорог Solar Roadways не содержит никаких антинаучных идей. Почти все предлагаемые технологические компоненты известны и производятся как минимум десять лет. Кстати, компания Solar Roadways дважды получила государственное финансирование на перспективные исследования: 100 тысяч и 750 тысяч долларов. Второй суммы хватило, чтобы построить 108-панельный демонстрационный прототип системы на парковке возле здания Solar Roadways, корая будет снабжать электричеством офис компании.

К моменту выхода этой статьи сбор денег будет уже завершен, но уже сейчас можно говорить об ошеломительном успехе: даже за пять дней до окончания кампании уже собрано более двух миллионов долларов, что в два раза превышает запланированный объем инвестиций для дальнейшей разработки и тестирования технологии.