Как выбрать электровелосипед для города, гор и спорта

Появление электровелосипедов разожгло бурные дискуссии о смысле их создания. Между тем, такие модели весьма хороши и подходят для людей разного возраста. Мы рассмотрели, на что они способны. Сфера применения электровелосипедов достаточно широка: в велотуризме, в путешествиях по горным областям электрические горные велосипеды встречаются так же, как и в городе. Благодаря электродвигателю велосипед позволяет облегчить подъем в горку. Кроме того, маунтинбайки интересны для велосипедистов-любителей, которые предпочитают маршруты, пролегающие через пересеченную местность. Теперь, при поддержке двигателя электрического маунтинбайка, они в состоянии одолеть более длинные и трудные маршруты. Помимо этого пары или группы велосипедистов могут использовать энергию электровелосипедов для уравнивания возможных различий в физической силе. И пусть пока что модельный ряд электрических горных велосипедов не настолько широк как в стандартном сегменте, но вполне покрывает самые востребованные сферы.

Учитывая высокую стоимость электровелосипедов, покупать их лучше в специализированных магазинах или у прямых дилеров. Многие из них позволяют провести небольшой тест-драйв, после которого вы сможете уверенно определить — подходит вам велосипед или нет.

УНИВЕРСАЛЫ

В горах и на пересеченной местности электромотор поможет преодолеть сложные участки.

Универсальной моделью, предпочитаемой основной массой велолюбителей, является туристический или горный велосипед. Хорошая амортизация с ходом вилки около 100 мм и небольшой вес (около 20 кг) отлично подходят и для езды на подъеме, и для спусков средней сложности. При этом можно выбрать велосипед для пересеченной местности как в виде хардтейла (только с передним амортизатором), так и в виде двухподвеса (с полной подвеской). Двухподвес в целом дает больше комфорта при езде и лучше подходит для сложной местности, но в сравнении с хардтейлом стоит гораздо дороже. Также стоит учитывать, что сейчас в тренде легкие карбоновые рамы, которые снижают вес маунтинбайков почти до уровня гоночного велосипеда.

Не последнюю роль в выборе играет и размер велосипеда. Для езды по пересеченной местности, помимо классических 26-дюймовых велосипедов, выпускаются велосипеды с диаметром колеса 27,5 дюйма и 29 дюймов (28-е обода с очень широкой шиной) для увеличения плавности хода и комфорта.

Специалисты по спуску

Электрические маунтинбайки вызывают все больший интерес у специалистов по скоростному спуску. Ведь приспособленным для спусков моделям необходима некоторая поддержка при движении в гору — в конце концов, прежде чем спуститься, нужно сначала подняться. Велосипеды категорий «All Mountain», «Enduro», «Freeride» и «Downhill» всегда оснащаются полной подвеской и больше ориентированы на экстремально сложный спуск, который требует увеличения хода вилки до 250 мм для более эффективной амортизации. При этом увеличенный до 29 дюймов вес колес не играет существенной роли при движении вниз.

У электрических маунтинбайков сначала применялись двигатели для заднего колеса. Между тем имеются и многочисленные модели с двигателем, расположенным в средней части. Последняя конфигурация встречается прежде всего при наличии на велосипеде заднего амортизатора, работе которого мешает тяжелый двигатель, установленный в ступице. Кроме того, двигатель в средней части обеспечивает равномерное распределение веса. Однако есть и недостаток: за исключением некоторых специальных конструкций, двигатель, расположенный в средней части, не совместим с полноценной цепной схемой маунтинбайка.

Рекомендации по результатам практического теста

Маунтинбайки со своим надежным и сложным оснащением в целом стоят намного дороже, чем, например, велосипеды, предназначенные для езды по городу («City-Pedelec»): вам нужно будет выложить от 140 000 до 190 000 рублей. В этом плане полезными будут наши три рекомендации по покупке.

Лучшие модели для гор

KTM Macina Race 29: маунтинбайк высокого качества с гибкой подвеской

Модель KTM Race 29 является сравнительно недорогим вариантом для знакомства с миром маунтинбайков, оснащенных электрооборудованием. При этом велосипед может похвастаться своим высококачественным оснащением и устойчивой конструкцией.К тому же большие 29-дюймовые колеса обеспечивают хорошее сцепление с грунтом.

Centurion Backfire E Ultimate.29

Centurion Backfire E Ultimate.29: высокая маневренность

Так называемые «твентинайнеры» с 29-дюймовыми колесами полностью соответствуют существующему среди маунтинбайков тренду. Centurion Backfire Е Ultimate.29 является электрифицированным и мощным представителем данного класса.

И, несмотря на действительно большой вес по сравнению с вариантом без двигателя, этот электровелосипед обладает достаточной маневренностью.

Centurion Backfire Е Ultimate.29

Giant Full-E+1: маунтинбайк для экстремалов

Желающим отправиться в амбициозное путешествие по сложной местности нужен такой надежный электрический маунтинбайк, как Giant Full-E+1. Здесь также не оставлен без внимания вопрос комфорта при езде. Например, в зависимости от ситуации можно настраивать ход вилки.

Giant Full-E+1

Электровелосипед для города

Городские электробайки созданы для неспешных велопрогулок и имеют менее дорогой обвес.

Среди электробайков есть и велосипеды для города, ориентированные на комфортную езду по шоссе. Они отлично подходят для ежедневных поездок на работу и велопрогулок в выходные. Без дорогостоящих дополнительных опций городские велосипеды с современным оснащением стоят от 95 000 до 150 000 рублей. Были тестированы несколько моделей на практике.

Типичный городской электровелосипед сильно ориентирован на традиционные велобайки: для города посадка на электровелосипеде должна быть вертикальной. Зачастую рамы отличаются глубоким проходом, что упрощает подъем и спуск. К прочим типичным признакам оснащения относится амортизационная вилка и амортизированная опора седла, которые существенно увеличивают комфорт при езде.

Двигатель посередине

В качестве привода у городских электробайков преимущественно используется двигатель, устанавливаемый в средней части и интегрируемый с кареткой. Это дает два преимущества: в отличие от привода в ступице переднего или заднего колеса распределение веса становится более сбалансированным, что облегчает езду. Кроме того, у вас есть выбор между моделями с внутренним и каскадным переключением передач.

Внимание на вес

Велосипеды для города с электродвигателем и аккумулятором весят около 25 кг. Вес более старых моделей может доходить и до 30 кг. По этой причине для велосипедистов, предпочитающих скорее спортивную езду, целесообразным будет являться эффективный дисковый тормоз. Правда, это означает наценку в несколько тысяч рублей. Для более неторопливого стиля езды будет достаточно модели велосипеда с недорогим стандартным ободным тормозом.

Свободная езда без водительских прав

Для городских электробайков действует следующее ограничение: двигатель работает исключительно при кручении педалей, и он автоматически отключается при скорости 25 км/ч. Таким образом, с точки зрения правил дорожного движения, городской электробайк является именно велосипедом, и вы можете передвигаться на нем по улице без водительских прав. Но, как, впрочем, и для других велосипедистов, стоит порекомендовать хотя бы надевать шлем.

Рекомендации по результатам практического теста

Интерес к электровелосипедам для города велик, предложение разнообразно, и, соответственно, все охватить сложно. Ниже представленны три модели, которые стоит рекомендовать: от повседневной до спортивной.

Лучшие модели для города

Kettler Layana-E RT: универсал

Эта модель Kettler Layana-E RT отличается ориентацией на комфорт и многофункциональность. С ней вы можете перемещаться без лишнего напряжения как в городе, так и по лесопарковой зоне, а привлекательный ретро-дизайн позволяет вам следовать самой последней моде.

Kettler Layana-E RT

Stevens E-Courier: спортивные веяния

Stevens E-Courier отвечает требованиям тех велосипедистов, которые при случае всегда рады «прибавить газу». С прямой посадкой и восьмиступенчатым внутренним переключением передач при езде на E-Courier вы будете смотреться даже относительно элегантно.

Stevens E-Courier

Triumph E-Glider: гибкий и мощный

E-Glider идет навстречу амбициозным велосипедистам, не пренебрегая типичным для городского велосипеда комфортным оснащением. Каскадное переключение позволяет осуществить по-настоящему спортивную езду, которой соответствует и внешний вид байка. На наш взгляд, это лучшая модель среди велосипедов для города.

Triumph E-Glider

Трекенговые байки для длинных дистанций

Трекинговые электровелосипеды отлично подходят для активной спортивной езды.

Характерным признаком трекинговых электровелосипедов является невысокая и выпрямленная посадка для езды на длинные дистанции. Об этом заботятся и легкие, прочно смонтированные и устойчивые передние стойки, используемые у этих моделей.

Что касается конструкции рамы — диапазон относительно широк. Несмотря на то что большинство спортивных электровелосипедов оснащено классическими рамами в форме двойного треугольника или в форме трапеции с заниженным проходом, в велобайках некоторых производителей имеются и версии с однотрубной конструкцией.

Каскадное переключение в моде

Если производитель делает ставку на внутреннее переключение передач, зачастую речь идет о таких высококлассных многоступенчатых моделях как, например, Shimano Nexus-11 или Rohloff с целыми 14 ступенями. Нередко в этот сегмент входят и более бюджетные каскадные переключатели для более быстрого переключения передач при быстро меняющихся условиях. У трекинговых моделей с центральным приводом часто можно увидеть и трансмиссию Sram DualDrive, особенно простую в управлении комбинацию из восьми- или девятиступенчатого каскадного переключателя и трехступенчатого внутреннего переключателя.

Не экономить на тормозах

Относительно неэффективный педальный тормоз теперь является табу. Механическому тормозу V-brake в том виде, в котором он представлен на трекинговых велосипедах без двигателя, в этом классе транспортных средств делать нечего. Как покупатель вы можете выбрать между гидравлическим тормозом, действующим на обод, и дисковым тормозом, которые лучше обеспечивают безопасность. Только более дешевые тормоза, действующие на обод, не слишком надежны на мокрой и скользкой дороге. Стоимость спортивных трекинговых велосипедов, как правило, выше, чем у туристических моделей. Предложения в диапазоне 150 0— 190 000 рублей не являются редкостью. Зато в целом можно получить более качественное оснащение — например, более яркие светодиодные фары. Хотя и в этом сегменте рынка есть и не очень недорогие модели стоимостью меньше 95 000 рублей. Но в таких конструкциях производители зачастую экономят на аккумуляторе и вместо варианта на 400 Втч устанавливают модуль всего лишь на 300 Вт ч. Этому сопутствуют соответствующие потери на старте и на дистанции.

Рекомендации по результатам практического теста

Трекинговые велосипеды не слишком дешевы. Поэтому перед покупкой нужно собрать максимум точной информации. Ниже приведены три модели, которые стоит рекомендовать: от повседневной до спортивной.

Radon TCS Hybrid HS11: рекомендация по цене

Со своим несколько скромным оснащением модель Radon TCS Hybrid HS 11 является исключительно выгодным по цене представителем семейства трекинговых велосипедов. Обычно их стоимость далеко превышает 95 000 рублей. Несмотря на это Radon соответствует всем требованиям со стороны велосипедистов со спортивными амбициями.

Radon TCS Hybrid HS11

Merida E-Spresso Tour 410 EQ: больше, чем повседневный

С комплексным оснащением и рулем, расположенным намного выше уровня сиденья, Merida обеспечивает особый комфорт при езде. Тем самым эта модель являет собой хороший пример универсала со спортивным оснащением, который еще и весьма привлекателен по цене.

 Merida E-Spresso Tour 410 EQ

Storck Raddar Multitask: высококлассное оснащение

Яркой чертой модели Raddar Multitask от Storck является почти бесшумный и все-таки мощный двигатель, устанавливаемый в ступице. Этому соответствует и остальное оснащение, и сравнительно высокая цена.

 Storck Raddar Multitask

Электробайк за 2000 рублей

Совсем не обязательно выкладывать за электровелосипед кругленькую сумму денег. Электродвигателем можно снабдить и уже имеющийся у вас велосипед. Для этого потребуется приобрести специальное моторизированное колесо (от 1500 руб. и выше). Электроколесо представляет собой бесколлекторный электродвигатель, который может быть установлен как на заднее, так и на переднее колесо велосипеда, или на оба сразу. Мощность электромоторов составляет от 250 Вт до 1000 Вт. Например, моторизированное колесо мощностью 500 Вт способно разгонять велобайк до скорости около 45 км/ч. Кроме того, такие велосипедные моторы не требуют никаких дополнительных регулировок, настроек и обслуживания. Идущая к ним в комплекте аккумуляторная батарея, как правило, соответствует напряжению электромотора. Мы рекомендуем выбирать литий-фосфатные аккумуляторы. Они не только обладают невысокой стоимостью, но и отличаются надежностью и долговечностью. Да и заряжаются такие батареи не более трех часов.

Чтобы регулировать скорость велосипеда, на руль крепятся переключатели, которые также продаются в комплектах с моторизированными колесами. А контроллер, отвечающий за работу всего электронного механизма, можно удобно разместить на раме велосипеда. Обычно платы контроллеров размещаются в алюминиевых корпусах и защищены от внешнего воздействия окружающей среды, в особенности от попадания влаги в систему электропитания.

Установка мотор-колеса не потребует лишних денежных затрат. Комплекты снабжены подробными инструкциями,
благодаря которым даже неопытный ездок сможет переоснастить свой байк в течение пары часов. А вот чтобы самостоятельно собрать такой механизм, нужно хорошо разбираться в электронике.

Электромотор

Расположение электромотора в велосипедах влияет не только на комфорт езды, но и на маневренность велосипеда. Например, центральное расположение электродвигателя рядом с кареткой обеспечивает хорошее распределение веса. Это удобно еще и тем, что упрощается ремонт проколотых шин. Однако задний привод дает лучшее сцепление и повышает тормозные характеристики. При этом никаких потерь в скорости не наблюдается.

Все электровелосипеды разных классов мы протестировали в тех условиях езды, на которые они рассчитаны. Длина тестового круга составила 9,8 км. На протяжении всей трассы высота подъемов достигала 171 м. Совокупный вес велосипеда и ездока составлял 120 кг. Движение осуществлялось при максимальном уровне поддержки электродвигателя. Тестирование показало, что на одном заряде испытуемые модели велосипеды смогли преодолеть около 50 км. Это расстояние можно приравнять к двум-трем часам поездки. До заявленных производителями 100 км можно дотянуться только если включать электродвигатель как помощника на сложных участках дороги — например, при подъеме в гору.