Skylon D1

Новый британский космолёт Skylon D1 будет оснащен воздушно-реактивным двигателем и сможет долететь до стратосферы (границы с космосом) за четверть часа, а добраться из Австралии в США — за четыре часа. Скорость его будет выше скорости звука в пять раз.

Специалисты намерены построить рабочую коммерческую модель воздушно-реактивного двигателя со встроенной криогенной установкой для охлаждения атмосферного воздуха. На данный момент завершен уже второй этап работ. Третий этап планируется завершить к 2015-му году созданием уменьшенной версии рабочего прототипа двигателя.

Все эти чудеса — проект частной компании Reaction Engines. Лабораторные тесты прототипы уже прошли, причем очень успешно. Именно поэтому правительство туманного Альбиона поспешило заявить, что даст 60 миллионов фунтов (около трех миллиардов рублей) лишь бы воплотить проект в жизнь. Впрочем, подробности о планах правительства Великобритании в отношении финансовой поддержки пока неизвестны. Что-то станет понятным только после того, как в Глазго пройдет Космическая конференция (UK Space Conference). Программа по проектированию, постройке и тестированию этих воздушно-ракетных двигателей будет осуществляться при тесном сотрудничестве с Европейским Космическим Агентством ESA.

Двигатель планируется применять как на высокоскоростных атмосферных летательных аппаратах, так и в качестве единственной ступени для выводов аппаратов на орбиту.

Новым двигателем компания намерена оснастить и свой знаменитый самолет Skylon, потенциально способный развить скорость до 5635 километров в час. Как говорят в компании, Skylon D1 (именно так будет называться новый корабль) имеет все шансы стать «космолётом» и летать по низкой околоземной орбите. По расчетам, этот космический аппарат сможет доставлять на орбиту до 15 тонн грузов.

Для традиционных двигателей, которые используются в современной авиации, требуется переноска специальных резервуаров с жидким кислородом в случае, если самолет развивает скорость больше трех тысяч километров в час. Эти стальные птицы не могут «дышать» обычным воздухом, так как он будет нагреваться до слишком высоких температур.

А вот двигатель Sabre будет «вдыхать» именно воздух вместо жидкого кислорода. В его конструкции предусмотрена целая система трубок, наполненных гелием. Вообще, система охлаждения поступающего из атмосферы воздуха здесь будет очень мощной. Она позволит меньше, чем за сотую долю секунды, охладить воздух больше, чем на 1150 градусов Цельсия.

Sabre — именно так будет называться двигатель космолета - просто  аббревиатура от слов Synergetic Air-breathing Rocket Engine («синергичный  воздушно-реактивный ракетный двигатель»).

Sabre — именно так будет называться двигатель космолета — просто аббревиатура от слов Synergetic Air-breathing Rocket Engine («синергичный воздушно-реактивный ракетный двигатель»).

В систему охлаждения, которая служит теплообменником, атмосферный воздух будет поступать через осесимметричный воздухозаборник. Затем сжатый воздух будет проходить через турбокомпрессор в камеру сгорания, где послужит окислителем для сверхохлажденного жидкого водородного топлива. Само топливо, в свою очередь, будет использоваться для отвода тепла в замкнутой системе теплообменника. По достижении скорости в 5,5 числа Маха воздухозаборник закроется, и кислород в камеру сгорания будет подан уже из топливных баков, как в ракетном двигателе. Таким образом, новые воздушно-реактивные двигатели позволят ESA и Британии создавать более легкие многоразовые космические аппараты для различных целей

После того как такой космолет будет достигать безвоздушного пространства, его можно будет переключить на так называемый «космический режим». Таким образом, ему по силам будет находиться на низкой околоземной орбите на протяжении тридцати шести часов. Этого времени хватит, чтобы, например, запустить орбитальный спутник. Получается очень выгодно.

Как утверждает основатель компании Reaction Engines Алан Бонд, если Sabre запустят в коммерческое производство, затраты, которые нужны для запуска спутников и других похожих миссий, могут сократиться на 95%.

И, конечно, не обойдется здесь без модной темы коммерческого туризма. Космолёты, оснащенные воздушно-реактивными двигателями, — отличная перспектива развития этого кластера. Правда, в данном случае компания Reaction Engines станет сильным конкурентом Virgin Galactic. Последняя компания принадлежит известному миллиардеру сэру Ричарду Брэнсону. Это он предлагает всем желающим полетать в невесомости и увидеть Землю в иллюминатор всего-навсего за 121 тысячу фунтов стерлингов (примерно за шесть миллионов рублей).

Между тем представители компании Reaction Engines уже заявляют о том, что любители острых ощущений значительно сэкономят, если выберут полет на космолёте Skylon. А вот насколько именно сэкономят — пока не уточняют.