Крыло с реактивным приводом. Ранец Мартина. Летающий велосипед

Летающие машины Леонардо да Винчи в XV веке и пилот с реактивным ранцем, взмывший в небо на открытии Олимпийских игр в Лос-Анджелесе в 1984 году, — этапы одного большого пути. Всё это время мы мечтали о том, чтобы уподобиться птицам.

И вот наконец новое поколение устройств для одиночного полета готовится к старту.

Крыло с реактивным приводом

Для отчаянных голов, жаждущих свободного полета, нет ничего лучше персонального реактивного ранца. Это летающее крыло приводится в действие четырьмя миниатюрными реактивными двигателями. Его разработал швейцарский пилот Ив Росси (Yves Rossy).

Крыло с реактивным приводом

Устройство способно достигать скорости 300 км/ч и достаточно маневренно для «мертвых петель» и «бочек».

Запускаемые с вертолета летающие крылья управляются исключительно движениями тела пилота — никаких рулей,
элеронов или закрылок. Рычаг у правой руки регулирует лишь реактивную тягу. Из приборов — альтиметр и таймер, чтобы следить за расходом топлива. Запасов хватает на 10 минут, после чего Росси приземляется с помощью парашюта.

Защищенный от реактивной струи термокостюмом, Росси управляет крылом из углеродного волокна с помощью поворотов головы и пожатий плечами. Требуется значительная концентрация, чтобы избежать случайного переворота. «Я стараюсь быть расслабленным, избегать каких бы то ни было резких движений, как прыгун на лыжах с трамплина», — говорит Росси.
В случае переворота крыло может отделяться от пилота, и тогда человек и устройство приземлятся с помощью парашюта.

Росси показал ранец в полете над Швейцарскими Альпами в мае 2008 года. Четыре месяца спустя он перелетел на нем через Ла-Манш — через 99 лет после знаменитого полета Луи Блерио (Louis Blériot). В ноябре 2013 года он летал над Фуджи, за неделю перелетев через этот вулкан 9 раз.

Но в ближайшее время это крыло в магазинах не ищите. Сложное в использовании и дорогое в производстве, оно пока останется лишь очередной пробой на пути к мечте о полете.

Ранец Мартина

Создатели «первого в мире практичного реактивного ранца» говорят, что построить его было непросто. Ранец Мартина передвигается с помощью двух турбовентиляторных двигателей. Он сконструирован из легких композитных материалов, это результат более 30 лет исследований основателя компании Гленна Мартина (Glenn Martin), который начинал в гараже с бюджетом всего 20 новозеландских долларов в месяц.

Ранец Мартина

Ранец Мартина разрабатывался с акцентом на безопасность и легкость в использовании. Он может передвигаться на скорости 56 км/ч более чем на 30 км. В комплектацию входит парашют, который выбрасывается из аппарата в случае неудачи. Пилот защищен кевларовым каркасом безопасности, одной рукой контролирует угол наклона к земле и вращение вокруг поперечной оси, а другой — подачу топлива и вращение вокруг вертикальной оси. «Даже без опыта полетов люди могут управлять аппаратом после пяти часов обучения», — говорит Питер Коукер (Peter Coker), исполнительный директор компании Martin Aircraft.

Компания уже принимает заказы. Продажи частным лицам ожидаются с 2015 года, но цена составляет 100 тыс. долларов — пока только для самых нетерпеливых.

Летающий велосипед

В фильме «Инопланетянин» (1982) есть сцена, когда герой взлетает на велосипеде и мы видим его силуэт на фоне полной луны. Это может стать реальностью, если у чешско-французской команды инженеров получится добиться своего.

Их летающий велосипед использует шесть электропропеллеров: две большие пары над колесами обеспечивают подъем, а другие, поменьше, с каждой стороны, служат для маневрирования и баланса. Чешские компании Duratec, Technodat и Evektor вместе с французской Dassault запустили проект в 2011 году. В июне 2013 года прототип был показан публике.

Летающий велосипед

Во время дистанционно управляемого демополета на велосипеде сидела кукла. Но в 2014 году команда рассчитывает провести испытания с живым пилотом. Этот прототип — первая ступень к заманчивой цели. Инженеры собираются построить машину, которая будет напоминать обычный велосипед, но сможет подниматься в воздух на короткое время и небольшую высоту, перелетая через пробки и прочие препятствия. «Мы сейчас думаем, какие основные изменения предстоит внести в конструкцию», — делится планами Индрик Виту (Jindrich Vitu), инженер из Technodat.

Согласно Виту, модель, которой сможет управлять живой человек, будет готова в течение года. А если вам невтерпеж поуправлять летающим велосипедом раньше, обратите внимание на Flyke производства немецкой компании Fresh Breeze — трехколесный велосипед с вынесенными вперед педалями, оборудованный планирующим крылом и моторчиком.