Solar Impulse HB-SIA

Уникальный швейцарский аппарат Solar Impulse HB-SIA взлетел, чтобы взять невиданную в авиации планку: совершить первый в мире беспосадочный пилотируемый полёт на солнечном свете в режиме «день — ночь».
Старт состоялся 7 июля около девяти утра по московскому времени с аэродрома в швейцарском округе Payerne. За штурвалом «Импульса» находился Андрэ Боршберг, один из основателей проекта, руководимого знаменитым путешественником Бертраном Пиккаром.

Пока полёт проходил на относительно небольшой высоте (примерно 2,5 километра) и при скорости порядка 30-40 км/ч. Мощность, развиваемая двигателями в таком режиме, составляла менее 50% от максимальной.
НВ-SIA предстояло выполнить ответственную операцию: солнечные батареи, покрывающие его крылья, должны не только продолжить питать электромоторы, вращающие воздушные винты, но и зарядить до конца аккумуляторы, которые позволят самолёту остаться в воздухе и в ночь.

Батареи были заряжены на 48%, а фотоэлектрические панели выдавали 36% от своей пиковой мощности. Но Солнце ещё не успело подняться высоко. Главную же проверку аппарат прошёл ночью, а финиш уникального полёта был намечен на следующее утро.

Напомним, впервые поднявшийся в воздух 3 декабря 2009 года аппарат был призван обкатать технологию длительных пилотируемых полётов исключительно на энергии солнечного света (ранее такие полёты удавались лишь солнечным беспилотникам). Впоследствии Пиккар и Боршберг намерены на аналогичном аппарате совершить первую солнечную кругосветку.

Солнечный беспилотник продержался в небе две недели

Самолёт Zephyr британской компании QinetiQ поставил новый мировой рекорд: провёл в небе без посадки более 14 дней, после чего успешно приземлился.

Zephyr — не вполне новая машина. Так, уже в 2007 году эта модель пролетала без посадки 54 часа, а в 2008-м повысила своё достижение, остановив таймер на отметке 82 с лишним часа.

Но инженеры продолжали усовершенствовать конструкцию с углеволоконными крыльями (покрытыми фотоэлектрическими панелями не толще бумажного листа) и литиево-серными аккумуляторами от компании Sion Power. Последние, очевидно, в течение дня запасают электричество на ночную часть полёта.

Нынешняя итерация модели наполовину крупнее предшествующей версии. Размах крыльев новичка составляет 22,5 метра, а вес — 50 килограммов. Изменения затронули и форму хвостового оперения, и оборудование на борту.

Результат же таков: стартовавший 9 июля аппарат приземлился, достигнув, как сообщает компания в пресс-релизе, удивительного показателя: 14 суток и 21 минута в воздухе только на энергии солнечного света. И это рекордная длительность беспосадочного рейса для любого типа самолёта.

В отличие от предыдущих полётов «Зефира» на нынешнем присутствовали представители Международной авиационной федерации (FAI), так что в скором времени можно ожидать официальной регистрации рекорда. В видеоролике можно было посмотреть, как «Зефир» взлетает, устремляясь навстречу мировому достижению.